-
Досудебная работа
-
Особенности рассмотрения дел в первой инстанции
-
Взыскание пеней, неустоек штрафов
- Как взыскать убытки
- Как уменьшить размер неустойки
- Как рассчитать сумму неустойки
- Как рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 гк рф)
- В каких случаях подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами
- Как соотносятся проценты за пользование чужими денежными средствами убытки, неустойка и законные проценты
-
Особенности рассмотрения дел в упрощенном порядке
-
Доказательства и доказывание
-
Особенности рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции
- Как составить кассационную жалобу
- Как добиться в суде апелляционной инстанции отмены судебного акта
- Как составить апелляционную жалобу
-
Исполнительное производство
-
Банкротство
-
Полезная информация
Как правило при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции судья начинает знакомиться с материалами дела с прочтения апелляционной жалобы и изучения приложенных к ней документов. Если жалоба составлена небрежно, это сформирует у судьи определенное отношение к апеллянту и в определенной степени предопределит позицию суда.
Также стоит отметить, что большинство дел в судах апелляционной инстанции рассматривается в одно заседание. Поэтому возможности исправить небрежно составленную жалобу у апеллянта нет.
Кроме того, если апелляционная жалоба составлена с нарушениями, предусмотренными законом, то она вовсе не будет рассмотрена, а будет возвращена заявителю.
Поэтому правильное составление жалобы имеет очень важное значение.
Требования к апелляционной жалобе
Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает ряд требований к содержанию апелляционной жалобы.
Итак, в жалобе в обязательном порядке должны быть указаны:
- суд, в который подается жалоба
Следует отметить, что в силу ст. 259 АПК РФ, жалоба подается через суд первой инстанции. В связи с чем желательно указать оба суда, т.е. в шапке прямо так и пишется, например, «В Девятый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд г. Москвы». При этом физически жалоба направляется именно в суд первой инстанции (в рассматриваемом примере это Арбитражный суд г. Москвы).
Наименование судов необходимо указывать правильно. Недопустимо, например, такое указание «Арбитражный апелляционный суд № 9» или «Московский Арбитражный суд».
- сведения о подателе жалобы и иных лицах, участвующих в деле
В шапке необходимо указать наименование организации и ее адрес. Рекомендуется также указать ИНН и/или ОГРН организации. Если участником дела является физическое лицо, то необходимо указать ФИО, адрес, дату и место рождения.
Законом не предусмотрена такая обязанность, но желательно также указать контактные данные подателя жалобы: телефон и адрес эл. почты (если жалоба подается через КАД Арбитр, то эти данные обязательны – без них система не примет документы). Контактные данные иных участников дела подавать не нужно.
- реквизиты обжалуемого решения и номер дела
В шапке указывается номер дела в суде первой инстанции и, как правило, фамилия и инициалы судьи. В шапке либо в описательной части жалобы также указывается дата принятия решения и предмет спора, например, «Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2021 г. о взыскании неосновательного обогащения с ООО «Ромашка» в пользу ООО «Одуванчик» взысканы денежные средства в размере 2 500 000 руб.».
Если дата объявления резолютивной части решения и дата изготовления в полном объеме отличаются (таких дел абсолютное большинство), то указывать надо дату изготовления решения в полном объеме (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. № 36). Обе эти даты можно найти в решении.
- основания, по которым апеллянт считает решение не законным
Основания для отмены решения суда пишутся в мотивировочной части жалобы и составляют ее бо́льшую часть. Апеллянт должен указать, что, по его мнению, нарушил суд первой инстанции, почему решение должно быть отменено или изменено и привести фактические обстоятельства, законы, подзаконные акты и иные правовые акты, подтверждающие обоснованность позиции апеллянта. Также здесь можно и нужно ссылаться на позиции Верховного суда РФ и ВАС РФ, изложенные в постановлениях Пленумов либо в обзорах судебной практики, а также на судебную практику по аналогичным делам.
Апелляционная жалоба желательно должна содержать ссылки на конкретный пункт и абзац статьи 270 АПК РФ, чтобы суд апелляционной инстанции не угадывал, какое именно нарушение, предусмотренное данной статьей, имеет в виду податель жалобы.
- требование заявителя
Требование указывается после слова «Прошу». Оно должно быть четко сформулированным и соответствовать полномочиям суда (ст. 269 АПК РФ). Так, апеллянт может просить отменить решение и принять новое решение или прекратить производство по делу, но не имеет права просить направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
- перечень приложений
К апелляционной жалобе прилагаются:
– копия оспариваемого судебного акта;
Не обязательно прикладывать копию с синей печатью суда. Достаточно
копию судебного акта скачать из системы «КАД Арбитр».
– документ об уплате гос.пошлины;
Данный документ лучше прилагать в оригинале.
– документ об отправке апелляционной жалобы иным участникам дела;
– документ, подтверждающий полномочия подписанта.
При указании приложений имеет смысл указывать, какое из них представлено в оригинале, а какое в копии.
Несоблюдение вышеперечисленных требований, установленных законом, приведет к отказу в принятии апелляционной жалобы.
Структура апелляционной жалобы
Закон не предусматривает какую-либо структуру апелляционной жалобы. Её можно писать в свободной форме, хоть от руки, хоть на листочке бумаги из школьной тетради. Однако в практике 100% жалоб имеют следующую структуру:
- шапка, в ней указывается:
– наименование суда, в который и через который подается жалоба;
– данные апеллянта и иных участников дела;
– номер дела. - описательная часть
В ней заявитель кратко излагает обстоятельства дела, на что ссылались стороны в суде первой инстанции и какое решение принял суд.
- мотивировочная часть
После описательной части, как правило апеллянт указывает, что с решением он не согласен и далее приводит доводы, по которым считает решение подлежащим отмене. Это и есть мотивировочная часть.
- просительная часть
Всё, что пишется после слова «Прошу».
- перечень приложений.
Общие советы по написанию апелляционной жалобы
- апелляционная жалоба не должна быть слишком большой
Старайтесь вложиться в 4-6 страниц при шрифте 12пт и междустрочном интервале 1,15 – 1,5. Это оптимальный объём. Большее количество текста приводит к потере концентрации судьи, читающего жалобу, а также к утрате интереса к существу жалобы. Более того, судье-докладчику будет сложнее объяснить суть дела другим судьям, рассматривающим дело.
Всё это уменьшает шансы на принятие решения в пользу апеллянта.
- апелляционная жалоба должна быть читабельной
Это значит, что текст жалобы должен быть таким, чтобы его было удобно читать, а содержание должно быть изложено так, чтобы было понятно любому читающему, а не только профессиональному юристу. Иначе есть риск, что суд просто-напросто не в полной мере уяснит вашу позицию и не удовлетворит ваши требования.
Не переполняйте жалобу сложными предложениями и большими абзацами. Старайтесь не использовать деепричастные и причастные обороты. Разбивайте сложные предложения на несколько простых.
Структурируйте жалобу. Изложение должно быть последовательным. Если имеется несколько оснований для отмены решения, каждое из них должно быть в тексте визуально выделено (например, с помощью нумерации).
Не допускайте длинные цитирования. Цитирование обжалуемого решения должно быть изложено так, чтобы у суда апелляционной инстанции не возникло путаницы, где мнение суда первой инстанции, а где – апеллянта.
Эталоном в написании апелляционной жалобы должно быть постановление суда апелляционной инстанции. Т.е. надо стремиться написать жалобу так, чтобы суду осталось только внести косметические изменения, чтобы превратить жалобу в апелляционное постановление.